Scratch – визуально блочный событийно ориентированный язык программирования для детей от 8 до 16 лет. С его помощью можно делать мультик, двухмерные и трехмерные игры. Скретч доступен онлайн, но есть и программы для офлайн работы на платформах Windows, macOS, Android и iOS.
Особенности Scratch
Когда взрослый человек слышит про программирование, он представляет бесконечные строчки кода, вспоминает C++, Python или Java. Сравнение со Скретч в данном случае не уместно, поскольку это визуальная среда программирования для начинающих кодеров. Как это работает:
- Перед ребенком появляется интерфейс, разбитый на 3 сегмента: слева размещены блоки управления, посередине окно для работы с визуальными блоками, справа персонаж и сцена.
- С помощью блоков пользователь создает паттерны поведения персонажа и определяет условия взаимодействия с окружающими объектами. Например, можно сделать реалистичную физику персонажа для платформера или запрограммировать определенные действия врага, когда тот увидит главного героя.
- Необязательно, чтобы игра или мультик развивались на одной сцене. Задники можно менять, получая комплексные уровни или их разделение на несколько подуровней.
При должном обучении, школьники смогут создавать логические игры, разрабатывать собственные механики, а затем проще адаптироваться ко взрослым языкам программирования, понимая смысл их работы.
Несмотря на детский внешний вид, приложение позволяет использовать условные операторы и даже создавать переменные.
Блоки и их назначения
Созданный для детей софт получил понятное разделение функций на блоки, где каждое название и его цвет помогают понять, для чего его используют. Всего таких блоков 10 штук:
- Движение (синий) – отвечает за управление спрайтом (персонажем) на игровом поле;
- Внешний вид (фиолетовый) – меняйте внешний вид персонажа или его спрайта;
- Звук (розовый) – сюда относятся звуки, которые издают персонажи или звучащие на фоне, например, подобрав какой-либо предмет;
- События (желтый) – проверяет наличие событий (действий) по отношению к персонажу/фону при их взаимодействии;
- Управление (янтарный) – помогает создавать метки контроля, дополнительные спрайты или циклические действия;
- Сенсоры (голубой) – отвечает за действие отданные устройствами ввода, проверяет имена персонажей, время, оставшееся на таймере и подобное;
- Операторы (салатовый) – сложные операции с выбором одного из предложенных действий;
- Переменные (красный и оранжевый) – отвечают за переменные и списки;
- Другие блоки (светло-розовый) – такие элементы помогают объединять целые механику в отдельный блок, чтобы не захламлять окно программирования;
- Добавить расширения (зеленый) – используйте сторонние инструменты для добавления музыки, пера, распознавания речи и перевода текста в речь.
Спрайты и фоны добавляют в работу из встроенной библиотеки, создают самостоятельно с помощью графического редактора или загружают готовые варианты, выложенными другими пользователями из сети.